Большинство случаев одержимости нельзя принимать буквально как «переход на сторону дьявола».
Это скорее проявление социальных, психологических и религиозных конфликтов.
Диагнозы вроде истерии, эпилепсии, шизофрении или массовой истерии сегодня могут объяснить многие «одержимости».
Церковь и светская власть часто использовали подобные обвинения для борьбы с оппозицией, контроля над женщинами и устранения неугодных лиц.
Но, далеко не все случаи одержимости являются психическим отклонением. Иначе бы, всех сексуальных маньяков и серийных убийц освобождали от наказания по причине психического заболевания.
В истории есть немало случаев, которые в те времена считались проявлением дьявольской одержимости, и они документированы в хрониках, судебных делах, церковных отчётах и даже официальных актах изгнания демонов (экзорцизма).
Всякое изменение тела, будь то болезнь или здоровье, сводится к перемещению веществ в пространстве. Это явствует из физики.
Сюда относится прежде всего движение светил небесных, но демоны не могут произвести этого движения (см. Послание Дионисия к Поликарпул), так как это доступно только богу.
Отсюда ясно, что демоны не могут произвести никакого, по крайней мере фактического, телесного изменения и что в силу этого подобные превращения должны быть приписаны какой-либо тайной причине.
— Пример ереси
Одержимость монахинь в Люсоне (Франция, 1632–1647 гг.)
Французские монахини бенедиктинского монастыря в городе Люсон начали испытывать характерные симптомы: судороги, богохульство, непроизвольные движения, говорили на латыни, которой они не знали.
Особенно выделялась мать Жанна де Энвель — настоятельница монастыря, которая утверждала, что демон заставляет её выражаться кощунственно и порочить святых.
Известный теолог и писатель Урбан Грандиер был обвинён в том, что он околдовал монахинь.
Но, после его казни через сожжение, симптомы у монахинь только усилились, что ещё больше укрепило веру в одержимость.
Многие современники того времени, включая врачей и священников, наблюдали за происходящим и подтверждали «необъяснимые» явления.
Современная трактовка событий в Люсон:
большинство историков и психиатров склоняются к тому, что это был случай массовой истерии , усиленной религиозным фанатизмом и политическим давлением.
Урбан Грандиер стал жертвой интриг и клеветы.
О том, действительно ли монашки были одержимыми или произошла массовая истерия, сейчас совеременным историкам следует избегать скоротечных выводов, поскольку они не видели всю картину происходящего в реальности, но в то же время, обладают современными знаниями о психиатрических отклонениях.